СПОРТИВНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП


ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ


Наверное, нет ни одного тренера, который не мечтал бы вырастить мастеров спорта, рекордсменов и чемпионов самых высоких рангов, олимпийских победителей. Вместе с тем каждый, кто вплотную сталкивается с воспитанием спортсменов высокого класса, знает, что Дело это чрезвычайно трудоемкое.

Тренер и ученик связаны между собой единством целей и задач, во имя достижения которых многие годы они работают в тесном контакте. Успех зависит от многих факторов: таланта, знаний и умений тренера, наличия материальных условий, благоприятности окружающей среды и др. Немаловажную роль в достижении высоких спортивных результатов играет и та атмосфера совместных творческих поисков, которая установится на тренировках, видимо, не будет преувеличением сказать, что степень каждодневной отдачи физических, духовных и нравственных сил атлета в значительной мере определяется той взаимодоверительной формой отношений, которая установится между ним и тренером.

Высокие спортивные результаты — в основном удел молодых. За относительно короткий период времени юные спортсмены проходят огромный путь от Новичка до зрелого мастера. Тренеру-воспитателю следует учитывать такие факторы, как Небольшой жизненный опыт Ученика, неумение объективно оценивать происходящие события, склонность к переоценке Моих возможностей и т. п. Он Должен предвидеть ход развития своего ученика, с первых Шагов приучить его реально оценивать свои достижения, помочь ему увидеть резервы роста, обосновать новые задачи, не давать останавливаться на достигнутом.

Нередко весь свой спортивный путь атлет проходит под руководством одного тренера. Тренер и ученик зачастую идут бок о бок в течение 10—15 лет. И если на начальном этапе тренер, по существу, определяет все стороны спортивной деятельности своего ученика, то в дальнейшем, когда спортсмен достигает определенных успехов, его роль в решении этих вопросов значительно возрастает. Естественно, изменяются и взаимоотношения между ними.

Процесс переключения с одних форм взаимоотношений на другие нередко проходит не безболезненно. Процесс этот назревает постепенно и объективно необходим. И тренер должен чувствовать это и своевременно вносить коррективы в характер взаимоотношений со своим учеником.

Основная нацеленность взаимоотношений между тренером и спортсменом — это линия максимального усиления роли спортсмена в решении тренировочных задач, линия, направленная на максимальное развитие самостоятельности спортсмена. Единственно верный путь организации тренировочного процесса, который позволит разрешить проблему применения и использования общих закономерностей развития и достижения спортивной формы на основе максимального учета индивидуальных способностей атлета, заключается в глубокой осознанности своих действий. Развитие самостоятельности спортсмена — обязательное и непременное условие стабильности и надежности его выступлений.

Задача тренера, если он действительно хочет вырастить первоклассного спортсмена, состоит в том, чтобы развить у своего ученика повышенное чувство самостоятельности в решении самых различных вопросов: планирование и построение тренировки, определение наиболее рационального режима дня, подготовка (подводка) к соревнованиям, нормы поведения на них, личная интерпретация и понимание техники и т. д.

И если этого не делать постоянно, каждодневно, то в какой-то период развития атлета неминуемо наступит замедление роста спортивных результатов. Какие-то очень важные индивидуальные стороны личности спортсмена останутся незатронутыми, нераскрытыми. Хороший тренер не тот, кто “нянчит” своих воспитанников, а тот, кто руководит их развитием, последовательно, с учетом их способностей ставит перед ними все новые и новые задачи, подводя к новым спортивным вершинам.

Нередко потенциально талантливые спортсмены так всю жизнь и остаются “потенциальными” только потому, что большинству из них не хватило чего-то такого, что они не развили в себе в процессе многолетней тренировки. Им не хватило развитой самостоятельности, глубокого проникновения в важнейшие механизмы спортивного мастерства, осознания закономерностей тренировочного процесса и четкой самоотверженной реализации их в своей повседневной тренировке.

К сожалению, в практике еще можно наблюдать случаи, когда отдельные тренеры в своей работе занимаются лишь развитием физических способностей учеников и при этом совершенно забывают об интеллектуальной, морально-волевой подготовке. В итоге вырастает спортсмен, порой и преуспевающий в спорте, но чаще всего неспособный достичь высоких результатов.

Атмосфера творческого роста и для тренера и для его ученика наиболее благоприятной бывает лишь тогда, когда они вэаимообогащают друг друга, когда в любом деле они всегда готовы помочь друг другу. И все-таки не исключен и такой вариант, когда ученик перерастает своего учителя (в конечном счете, теоретически так должно быть всегда). Именно в этом и состоит гражданский долг учителя — вырастить человека, который стоял бы на ступеньку выше его самого. И вместе с тем чрезвычайно важно, чтобы при воспитании у атлета жажды борьбы за спортивные достижения мы никогда не забывали о его воспитании в самом широком смысле слова, о воспитании у него нравственных коммунистических начал.

И. КРАСНОВ, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер РСФСР.
"Легкая атлетика"

ЗАО "Деликатный Переезд" хранение мебели на складе купить. . кронштейн бачка омывателя зил . магазин бытовая техника в ярославле ярославль
Hosted by uCoz