СПОРТИВНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП
НЕТ В РАБОТЕ МЕЛОЧЕЙ
Выступление спортсмена на соревнованиях — это демонстрация качеств, приобретенных ям в процессе подготовки, это Демонстрация
и успехов, и недоработок. Редко бывает, чтобы спортсмен, негативно проявляющий себя на тренировках, положительно проявлял
себя в соревнованиях. Именно в условиях острой спортивной борьбы, когда необходимо быстро и самостоятельно принять решение,
суметь сконцентрироваться, собраться для решающей попытки, выявляются все недоработки в воспитательном процессе. Наблюдение
за поведением молодых спортсменов на соревнованиях показывает, что порой даже ведущие среди них атлеты не обладают многими
важными качествами.
Понятно, что приобрести целиком все необходимые спортсмену умения и навыки, воспитать весь комплекс разнообразных качеств
личности в юношеском возрасте трудно, если , не сказать, невозможно. Эти вопросы решаются ступенчато, всесторонне, в течение
длительного периода времени. Однако когда легкоатлеты-юниоры допускают элементарные ошибки, это есть не что иное, как
нарушение всесторонности процесса воспитания спортсмена, просчеты в деятельности тренера. О некоторых таких ошибках мы и
хотим рассказать, поскольку разговор этот представляется поучительным.
Одним из факторов теоретической подготовки является планирование и учет. Часто бывает, что юные легкоатлеты приезжают на
учебно-тренировочные сборы без плана тренировок. В беседе выясняется, что они имеют смутные представления о годовом плане
подготовки и выступлений в соревнованиях, о контрольных нормативах, динамике тренировочной нагрузки в годичном цикле, о том,
на какой период планируется им достижение лучших результатов и т. д. А ведь без точного знания спортсменом целей и задач
тренировки трудно требовать сознательного к ней отношения. Даже если спортсмен имеет весьма высокий “уровень притязаний” в
достижении результата, он не всегда связывает его с объемом тренировочной работы. Помочь ему понять, в чем состоит эта
связь, прививая тем самым атлету трудолюбие,— одна из главных задач в работе тренера. И важным подспорьем здесь будет
служить дневник спортсмена. А между тем тренеры не всегда обращают внимание своих подопечных на ведение дневника тренировок.
Очень часто даже спортсмены, достигшие высоких результатов (включая мастеров спорта), фиксируют в дневнике только
количественные показатели тренировки, без их анализа. Записи об ощущениях спортсмена, “настройке”, двигательных установках
встречаются в дневниках еще реже. Это свидетельствует о том, что тренеры не приучают своих учеников к самостоятельности ,
не воспитывают навыков самоконтроля. А ведь дневник приносит пользу только тогда, когда в него заносят данные о самочувствии
до и после тренировки, о степени усталости, результаты тестирования, медосмотров, записи о цели тренировочных занятий и
соревнований, о том, как оцениваются результаты тренировки и соревнований.
На многих соревнованиях нередко можно видеть тренеров, подсказывающих своим ученикам, как им надо действовать. Причем помощь
свою они подчас сводят к выкрикам типа: “Руки! Чаще! Быстрее! Давай, давай!” Подобные подсказки, и дают очень мало, и
приводят к тому, что спортсмен привыкает к излишней опеке. Такой атлет вместо того, чтобы на соревновании сосредоточиться,
сконцентрироваться на том, что ему предстоит сделать, ищет глазами тренера, ждет от него совета. Но все тренерские
рекомендации уже мало, чем могут помочь: что не приобретено в ежедневных тренировках, невозможно усвоить вдруг на
соревновании. Да и правила предусматривают самостоятельное ведение борьбы. В связи с этим думается, что судьи должны строже
относиться к подсказывающим тренерам.
Слабой теоретической подготовкой можно объяснить отсутствие у ряда спортсменов четко сформулированных, представлений о
технике движений. Многие из них не могут объяснить, что и как было ими сделано. Это явное упущение в деятельности тренера.
Недоработкой тренера следует считать и нетвердое знание правил соревнований. А такое случается даже у ведущих юниоров.
Например, на V чемпионате Европы в Быдгоще Л. Лавринова уже в первой попытке выполнила квалификационный норматив в прыжке в
длину. Не зная, что по правилам соревнований она больше не имеет права соревноваться, она все же решила прыгать дальше,
совершила вторую попытку, в которой травмировалась. В результате вечером в основных соревнованиях не смогла показать тот
результат, к которому была готова.
Представители сложных технических видов легкой атлетики — и прыгуны, и метатели — не владеют достаточно широким запасом
разнообразных двигательных навыков, без чего невозможно варьировать технику выполнения движений в изменяющихся условиях
соревнований. Многие из них не обучены даже выполнению вариантов одного и того же специального упражнения. Лишь немногие
умеют правильно выполнять упражнения из других видов легкой атлетики, которые помогают развитию качеств, необходимых в
своем виде. Например, всем известно, какую пользу приносит прыгунам в длину и тройным применение барьерного бега. Однако
большинство спортсменов, выступающих в этих видах, не владеют основами техники барьерного бега. Редко теперь применяются в
подготовке прыгунов в длину и различные варианты прыжка. И не случайно многие прыгуны не умеют правильно выполнить бег с
ускорением, бег с переменой ритма, что, в свою очередь, сказывается на овладении точностью и ритмом разбега.
Общеизвестно, что такое упражнение, как передача эстафеты, является очень полезным для развития скорости, для повышения
эмоциональности тренировочных занятий. Сильнейшие взрослые спринтеры и прыгуны регулярно включают эти упражнения в свою
тренировку и выступают в соревнованиях по эстафетному бегу. Юные же спринтеры в эстафетном беге упражняются мало.
Часто можно увидеть, как сильнейшие спринтеры-юниоры перед финишем замедляют бег, поворачивают голову, вскидывают вверх
руки, подобно тому, как это делал В. Борзое. Но ведь Борзое мог себе позволить это, будучи на голову сильнее своих
соперников! Именно по этой причине не попал в финал С. Ваханелов на V чемпионате Европы, тем же грешат сильнейшие наши юные
спринтеры и барьеристы Г. Мурашов, Г. Шабанов, В. Климов.
Метатели и прыгуны на многих соревнованиях, выполнив, на их взгляд, неудачную попытку, сознательно нарушают правила, выходя
из сектора, чтобы судьи не измеряли результат. Это приводит к тому, что порой неплохие попытки не засчитываются, а у самих
спортсменов воспитывается привычка делать “заступы” (С. А. Зеленое, Н. Сипова). Конечно же , без замера всех попыток,
снижается информативность результата соревнований для тренера.
Нередко неудачи наших юных бегунов на средние и длинные дистанции связаны с плохой тактической подготовкой. Только
неправильной тактикой можно объяснить неудачное выступление в беге 800 м участницы V чемпионата Европы среди юниоров Н.
Строговой, имевшей в забеге один из лучших результатов и выбыв шей из борьбы в полуфинале А ведь обучение тактике бега
подразумевает обучение комплексу технических приемов , том числе способности к переключению” в беге: изменению частоты шага
при сохранении скорости, изменению длины, умение произвол увеличить скорость длинными рывками, способности "достать"
ушедшего вперед противника, готовности к быстрому началу и длинному темповому финишу. Среди наших юниоров есть атлеты,
владеющие всем арсеналом таких технических средств. Это относится к чемпионке Европы И. Никитиной призерам чемпионата А.
Кузнецову и Л. Бруку. Однако в большинстве случаев тренеры юных бегунов проявляют заботу в основном о повышении
функциональных способностей, упуская из виду вопросы технико-тактической подготовки.
Боязнь некоторых спортсменов и тренеров пробовать соревновательные скорости при подводке к соревнованиям (контрольный бег)
привод к тому, что спортсмены не умеют вести острую борьбу на дорожке, они приучаются тому, чтобы без обострений пробегать
дистанцию со средним для себя результатом.
Тактическая подготовленность включает в себя и умение именно в финальных забегах в основных соревнованиях показать лучший
результат. Однако на последнем чемпионате Европы можно было наблюдать, как многие спортсмены, пока зав высокие результаты в
забегах, ухудшали их в полуфиналах и финалах. Наши спортсмены психологически не были приучены к такого рода режимам
соревнований: квалификационные — утром, основные соревнования — вечером (для прыгунов и метателей), старты на протяжении
всех дней чемпионата у спринтеров, многокруговая система для средневиков и стайеров.
Умение соревноваться в таком режиме достигается моделированием условий соревнования, использованием в тренировке методов
подготовки в условиях “ведения боя”. Например, в тренировке прыгунов и метателей, при подводке к соревнованиям , необходимо
учить умению выполнять определенный норматив с первой попытки, правильно использовать интервалы между попытками и т. д.
Попутно следует отметить еще один момент предсоревновательной подготовки юниоров. Как замечено руководителями сборной,
многие из юных спортсменов в последние дни перед соревнованиями слишком много пассивно отдыхают, причем тренеры на местах
планируют им такой отдых, забывая о том, что пассивный отдых ведет зачастую к “перегоранию” спортсмена. Часто после 6 — 8 -
часовой дороги, сидения в автобусе, самолете юные легкоатлеты предпочитают отдыхать в постели, тогда как известно, что
активное “врабатывание” является более полезным. Особенно это важно при переездах в места соревнований, отличающиеся по
часовому поясу. Ежедневные разминки способствуют более быстрой перестройке организма на новый жизненный ритм.
Вот вкратце перечень основных ошибок и недочетов, которые, бросаются в глаза, при работе с юниорами, попадающими в сборную
команду. Эти замечания, конечно, не исчерпывают всех аспектов подготовки юных легкоатлетов. Темы эти важны и достойны, стать
предметом специальных выступлений на страницах журнала. В заключение хочется еще раз напомнить тренерам, работающим с
молодыми атлетами на местах: в нашей работе нет мелочей. Поэтому важно не упускать из виду ни одного момента подготовки,
кажущегося на первый взгляд второстепенным. Только тогда сумеем мы воспитать Настоящих атлетов, без слабых мест, способных
вести борьбу в любых условиях и с любым соперником.
Р. ЗОТЬКО, старший тренер группы резерва Управления легкой атлетики Спорткомитета СССР, мастер спорта
"Легкая атлетика"-№ 2,1980
