ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ
Проблемы изучения психики спортсменов, управления ею, организации психологической подготовки в командах чрезвычайно сложны и
затрагивают все стороны тренировочного процесса — техническую, тактическую, физическую и теоретическую подготовку. Если еще
сравнительно недавно содержание психологической подготовки ограничивалось регуляцией предстартовых состояний спортсмена,
настройкой перед выступлением, созданием психической готовности, то сейчас задачи психологической подготовки неизмеримо
расширились и связаны с развитием и формированием личности спортсмена, воспитанием специфических качеств, развитием
способности к самоконтролю и саморегуляции, созданием благоприятного психологического климата в команде, благоприятных
взаимоотношений между тренером и спортсменами и т. д. Из всего многообразия упомянутых вопросов в практике легкоатлетов
высокого класса каждом виде необходимо выделить наиболее существенные, значимые для успешного выступления и достижения
рекордных результатов. Эти задачи могут быть с успехом решены лишь комплексно, в системе мероприятий, получивших название
психологического обеспечения подготовки спортсменов.
Управление психологическим разделом подготовки проводится в соответствии с общей концепцией организации управления
подготовкой спортсменов и складывается из построения модельных психологических характеристик сильнейших атлетов, разработки
системы психологического контроля и программы психологической подготовки, внесения коррекций в программу в зависимости от
получаемой информации . Разработка модельных психологических характеристик сильнейших спортсменов предусматривает,
во-первых, нахождение взаимосвязей между различными психологическими показателями, важными для успешного выступления в
ответственных соревнованиях, и, во-вторых, выявление тех психологических показателей, которые могут компенсировать
недостаточное развитие качеств, необходимых для успешного выступления. Например, недостаточно высокий уровень развития
ритмо-темповой чувствительности у прыгуна может быть компенсирован высоким уровнем двигательной памяти и глазомера, а
недостаточно быстрая реакция у спринтера — способностью к мобилизации волевых усилий и внимания.
При разработке модельных психологических характеристик следует иметь в виду, что вся деятельность спортсмена высокого класса
складывается из трех разделов — соревновательной, тренировочной и внетренировочной (“базальной”) деятельности. В
соответствии с этим могут быть созданы три типа модельных психологических характеристик.
Предполагается, что у атлета высокого класса уже имеется комплекс ряда общих психических качеств, способствующих
рациональной организации спортивного режима, программированию подготовки, процессу восстановления, созданию “дело вой”
психологической атмосферы в команде и др. Сочетание некоторых из этих базальных качеств представляет собой общие способности
спортсмена, которые по-разному проявляют ся в двигательной деятельности.
В условиях тренировки данные качества реализуются более специализированном виде. Некоторые из них могут служить
психологическими критериями тренированности спор смена, а некоторые — показателями его текущего психологического состояния.
В условиях соревновательной деятельности эти качества проявляются еще более целенаправленно — непосредственно в процессе
выступления.
Для построения схемы не дельных психологических характеристик все “рабочие” психические качества спортсмена (т. е. качества,
способствующие достижению высокого результата) целесообразно распределить на три группы: а) мотивационно-волевые качества;
б) психические функции, участвующие в регуляции двигательных действий и операций, в) способность к регуляции психических
состояний.
Принципиальная схема модельной психологической характеристики сильнейшего спортсмена-легкоатлета, которая в настоящее время
продолжает разрабатываться, обусловливает и содержание используемых средств и методов психолого-педагогического воздействия
на спортсменов, а также психологического контроля.психологический контроль заключается в систематическом проведении
психологических обследований, сопоставлении получаемых данных с имеющимися критериями и нормативными показателями
подготовленности. К сожалению, в настоящее время не существует единых подходов к психологическому обследованию легкоатлетов,
и психологи, работающие в разных видах легкой атлетики, применяют различные методики психодиагностики. Нет и
стандартизованных аппаратурных методик для определения психофизиологических показателей. Однако , исходя из общей схемы
модельных психологических характеристик сильнейших спортсменов , можно уже теперь выделить конкретные качества и свойства,
которые следует оценивать с помощью комплекса методов психодиагностики, причем часть из них целесообразно унифицировать для
всех видов легкой атлетики.
Какие же психические особенности спортсменов следует диагностировать на разных этапах тренировки для дальнейшего повышения
эффективности процесса подготовки? Общие, неспецифические психологические показатели спортсмена, характеризующие его
психофизиологические возможности, “психофункциональный” резерв, а также профиль его личности, целесообразно диагностировать
в подготовительном периоде. Более специфические психологические показатели личности и деятельности спортсмена, дающие
возможность выявить психологические критерии его тренированности, рекомендуется определять в начале специальной подготовки к
крупным состязаниям. Показатели, характеризующие динамику психического состояния, выявляются в ходе всей
предсоревновательной подготовки. И, наконец, специфические соревновательные качества, проявляемые в экстремальных условиях,
могут быть определены лишь в процессе выступления в соревнованиях. Рассмотрим более Подробно эти качества, а также методы
психодиагностики.
На уровне общеподготовительной деятельности выявляются следующие качества:
1. Качества, характеризующие общую мотивационно-волевую направленность спортсмена.
а) идейно-нравственная направленность личности спортсмена, определяемая с помощью наблюдений и методов оценки тренера и
психолога, взаимооценок спортсменов и самооценки;
б) показатели взаимоотношений и взаимодействия спортсмена в группе, определяемые с помощью социометрии и взаимооценок;
в) уровень мотивации достижения и уровень увлеченности спортивной деятельностью, оцениваемые с помощью наблюдений,
экспертных оценок по специальной схеме; г) общие волевые проявления характера (целенаправленность, смелость, настойчивость,
стойкость и т. д.), определяемые с помощью наблюдений, метода обобщения независимых характеристик и др.
2. Общие высшие психические функции и психомоторные качества (внимание, оперативное мышление и память, общая быстрота
простой реакции, общая двигательная активность), диагностируемые с помощью распространенных неспецифических тестов
(например, модифицированных таблиц Шульте, теста В. Пушкина, реакциометрии, теппинг-теста).
3. Общая способность к самоконтролю и саморегуляции поведения и эмоциональных состояний в специфических условиях спортивного
режима. В первом случае определяется способность правильной самооценки показателей двигательных действий и работоспособности
путем сравнения объективных и субъективных показателей деятельности, способность к коррекции двигательной деятельности с
помощью экспертных оценок. Во втором — способность к самооценке эмоционального состояния с помощью сравнения субъективных
оценок и объективных данных (пульса, электрокожного сопротивления), способность к произвольному управлению эмоциональным
состоянием и др.
В итоге анализа данных психологического контроля могут быть даны характеристики общечеловеческих качеств спортсмена, имеющих
значение как для успеха соревновательной и тренировочной деятельности, так и для создания и поддержания благоприятной
психологической атмосферы, необходимой для подготовки, и предложены рекомендации по совершенствованию этих качеств.
В процессе тренировочной деятельности в начале периода подготовки к соревнованиям выявляются следующие качества:
I. Качества, характеризующие предсоревновательную мотивационно-волевую направленность легкоатлета — конкретные мотивационные
установки (их сила и стабильность), проявления спортивного характера (способность самостоятельно выполнять намеченный план в
условиях помех, решительность, инициативность), способность к максимальной мобилизации, стойкость, устойчивость к
физическому дискомфорту и неблагоприятным условиям, отношение к значимым факторам тренировочной деятельности. Эти показатели
определяются с помощью шкалированных экспериментальных оценок и методики выявления значимых факторов деятельности
(В. Демин).
2. Психические функции и психомоторные качества, наиболее значимые для того или иного вида легкой атлетики (например,
чувство времени, ритмо-темповая чувствительность, способность к концентрации внимания и др.). Степень их проявления и
стабильность в известной мере свидетельствуют об уровне приспособленности нервно-психических механизмов спортсмена к
тренировочным нагрузкам. Например, можно определить продуктивность и концентрацию внимания, оперативную память и мышление с
помощью экспериментальных оценок и специализированных тестов, время зрительно-моторной реакции различения и простой реакции
(реакциометрия), общую моторную активность, ритмо-темповую чувствительность (теппинг-тест), чувство времени
(хронометрирование). Ряд психологов считают необходимым в этот период подготовки собрать данные об уровне способности
спортсмена к самоконтролю и самооценке двигательных действий (с помощью объективных аппаратурных тестов), что позволяет
спортсмену получить срочную информацию о том или ином параметре движения или комплекса движений.
На уровне тренировочной деятельности в период непосредственной подготовки к выступлению обычно определяется динамика
различных показателей психических состояний спортсмена. К их числу, прежде всего, относятся наиболее чувствительные из
упомянутой группы значимых для данного вида показателей, которые в большой степени подвержены влиянию различных психических
и физических нагрузок. К сожалению, они еще Недостаточно четко определены в различных видах легкой атлетики (в беговых
видах такими показателями могут служить данные ритмо-темповой чувствительности и времени пробегами я определенных отрезков,
в скоростно-силовых — комплексные показатели ритмо-силовой чувствительности, точности восприятия пространства и чувства
времени). Однако для характеристики текущего психического состояния спортсменов недостаточно знания комплекса указанных
показателей, они должны быть дополнены некоторыми общими показателями, характеризующими уровень активности спортсмена, и
данными его самооценки.
Таким образом, для общей оценки психических состояний спортсмена применяются, во-первых, указанные методики определения
функциональной активности; во-вторых, методики определения наиболее чувствительных из значимых показателей, не отнимающие
много времени на обследование (1 — 2 минуты), и, в-третьих, методы самооценки психического состояния (методика “САН”,
“градусник”, предложенный Ю. Киселевым, анкета самооценки В. Писаренко и т. д.), позволяющие оценить некоторые параметры
психического состояния в количественных показателях. С помощью этих же методик определяется и способность спортсмена к
самооценке и саморегуляции эмоционального состояния под влиянием различных стрессорных воздействий на предсоревновательном
этапе подготовки.
На основании полученных данных можно судить о динамике психического состояния спортсмена в процессе непосредственной
подготовки к соревнованию, его эмоциональной устойчивости, психической переносимости нагрузок, способности к психической
саморегуляции в напряженных условиях подготовки.
На уровне соревновательной деятельности могут быть использованы визуальные и экспертные оценки различных проявлений
психической деятельности и состояния спортсменов, когда они не могут быть подвергнуты каким-либо объективным обследованиям.
К сожалению, этот важный раздел психологического контроля пока только разрабатывается.Основу работы по психологическому
обеспечению подготовки составляет разработка и внедрение в практику рекомендаций по использованию данных психодиагностики
для оптимизации тренировочного процесса и психологической подготовки спортсменов. Под психологической подготовкой принято
понимать систему психолого-педагогических воздействий на спортсмена, способствующих повышению уровня его психической
надежности и готовности на соревнованиях. Условно ее разделяют на круглогодичную и предсоревновательную. Основными
проблемами круглогодичной подготовки являются: формирование определенных свойств личности спортсмена, способствующих
успешному и стабильному выступлению в ответственных соревнованиях; совершенствование психических процессов и качеств,
помогающих овладению высоким уровнем технического и тактического мастерства или компенсирующих отдельные недостатки
физической подготовленности; создание положительных устойчивых эмоциональных состояний и выработка умения регулировать их в
экстремальных условиях; содействие восстановлению психической работоспособности после высоких нагрузок. В зависимости от
того, на какие психические качества и функции (неспецифические или специфические для данной деятельности) осуществляется
психолого-педагогическое воздействие, круглогодичную психологическую подготовку делят на общую и специальную, причем их
соотношение и содержание меняются в разные периоды тренировки. Так, в заключительный период подготовки преобладают средства
воздействия на неспецифические проявления психических качеств, в подготовительный период соотношение воздействий на общие и
специфические психические качества выравнивается, а в соревновательный — преобладает специальная психологическая
подготовка.
Важнейшей задачей психологической подготовки к конкретному соревнованию является достижение и сохранение психической
готовности в условиях ежедневных выступлений. При этом психологическая подготовка делится на раннюю предсоревновательную и
непосредственную в ходе соревнований (перед каждым выступлением, в ходе одного выступления, после его окончания и в
перерывах между выступлениями). На каждом из этих этапов применяются в разном соотношении общие и специальные методы
психологического воздействия на спортсмена.
Весь рассматриваемый раздел работы практически выполняется тренером при участии психолога, сообщающего тренеру результаты
психодиагностических обследований и совместно с ним разрабатывающего рекомендации для воздействия на спортсмена. В некоторых
случаях психолог (или врач) может непосредственно воздействовать на спортсмена.
Для примера можно выделить несколько видов рекомендаций, разрабатываемых спортивными психологами.
1. Рекомендации по коррекции и формированию особенностей личности и межличностных отношений, касающиеся возможностей
использования различных методов нравственного воздействия, воспитания морально оправданных мотивов тренировки и выступления
в состязаниях, повышения интеллектуального уровня спортсмена и т. п.; рекомендации по созданию в ходе подготовки различных
трудностей и выбору стимулов для развития волевых качеств, по обучению способам самовоспитания воли; рекомендации по
формированию межличностных отношений и психологической атмосферы.
2. Рекомендации пр совершенствованию различных психических функций и психомоторных качеств, направленные на
совершенствование самоконтроля за различными параметрами движений в процессе тренировки и соревнования.
3. Рекомендации по использованию данных психодиагностики для оптимизации процесса тренировки (дозировка и распределение
нагрузок и оптимальное их чередование с разными видами отдыха с учетом индивидуальных психологических особенностей
атлетов).
4. Рекомендации по регуляции психического состояния, касающиеся применения приемов сознательной оценки собственного
состояния атлета, организации рациональной системы отдыха и развлечения, способов мобилизации и расслабления непосредственно
перед выступлением и во время его. В отдельных случаях психорегулятивного воздействия должны принимать участие специально
подготовленные врачи-психогигиенисты.
В целом же успех психологического обеспечения подготовки спортсменов зависит от целенаправленности и координации усилий
тренеров, психологов, научных работников, врачей, массажистов — словом, всех, кто принимает участие в управлении процессом
тренировки, а также от их профессиональной подготовленности в области спортивной психологии.
Н. ХУДАДОВ, кандидат
педагогических наук, Б. БЛЮМЕНШТЕЙН
"Легкая атлетика"-№ 2,1981 г.