ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Второй по своей значимости, после отбора, вопрос, который встает перед начинающим тренером, это вопрос о выборе и дозировке
тренировочных средств. На начальном этапе тренировки главными задачами принято считать всестороннее физическое развитие,
закаливание организма, изучение техники бега, прыжков и простейших метаний, приобретение первого опыта участия в
соревнованиях. При этом учебная программа для ДЮСШ рекомендует педагогам применять при решении этих задач большой арсенал
самых разнообразных средств. Мне, как молодому специалисту, нужно было подобрать такие упражнения, которые оказались бы
наиболее характерными для новичков. Однако это оказалось далеко не простым делом. Как уже говорилось в предыдущей статье,
мои только что набранные группы представляли собой весьма “разношерстную” массу ребят. У них не только была разная
физическая Подготовленность, гибкость, координация движений, но оказалось, что и интерес к легкой атлетике у всех тоже
разный!
Одни пришли в спортивную школу потому, что их не приняли в группы футбола или хоккея. Другие пришли после занятий плаванием
или гимнастикой. Третьи — просто потому, что их привели родители. И лишь малая часть новичков сами мечтали заниматься легкой
атлетикой. Поэтому одной из первых моих задач стала задача привить большинству ребят любовь к легкой атлетике. Это тоже
оказалось нелегким делом. Но я считал, что тренер, который любит вид спорта, любит заниматься с детьми (а сам себе я казался
именно таким тренером), должен справиться с этой задачей.
Я много беседовал со своими ребятами в начале или в конце тренировки. Рассказывал историю различных видов легкой атлетики.
Приводил многочисленные примеры из практики сильнейших спортсменов страны и мира. А затем показывал на занятиях лучших
спартаковских легкоатлетов, обращал внимание ребят на то, как они тренируются, как выполняют разные технические приемы. И
замечал, как постепенно ребята все больше увлекаются легкой атлетикой, как загораются любопытством их глаза, когда рядом с
ними оказывались такие асы, как Ф, Мельник, Н. Якубович, С. Стыркина.
Конечно, не все сразу пошло гладко. Учебно-тренировочные занятия в группах начальной подготовки проводятся четыре раза в
неделю. И у двух моих групп занятия приходились на субботу. Как только наступал этот день недели, на тренировку приходило не
больше четверти группы. Сначала я никак не мог понять, в чем дело. И только потом кто-то из учеников признался мне, что в
это же время по телевизору показывают передачу “В гостях у сказки”... Ничего не поделаешь, пришлось мне в субботу занятия
отменить и в течение почти двух месяцев переносить на другие дни. Потом интерес к легкой атлетике пересилил интерес к
сказкам.
Хорошо известно, что с детьми надо больше играть. Игра — хороший помощник и в воспитании физических качеств. Быстрая смена
игровых ситуаций помогает эмоционально воспринимать и усваивать нагрузки. Но есть у игры и еще одно хорошее Качество — в
азарте ребята теряют контроль над собой, и вот здесь-то проявляется в полной мере истинный характер каждого ученика.
Поначалу я, как учили в институте, в конце каждой тренировки давал ребятам по 15—20 минут играть в баскетбол или футбол. Но
интерес к спортивным играм у детей оказался настолько велик, что они через месяц уже начали просить играть всю тренировку, и
если получали отказ, то другую работу выполняли без интересе. Пришлось назначить два игровых дня в неделю. В эти дни явка
была стопроцентной!
После некоторого периода работы я пришел к выводу, что на тренировках в группах начальной подготовки надо, прежде всего,
учить ребят легкоатлетическим движениям, а не “нагружать объемами”. Конечно, эта истина была мне знакома и до начала моей
тренерской деятельности. Но, если можно так выразиться, она была только знакома, а не жила во мне. И поначалу мне все время
хотелось, чтобы ребята быстрее приобретали нужные физические качества, быстрее выполняли спортивные разряды. Результатом
такого “хотенья” были только жалобы учеников на боль в ногах и как следствие пропуски учебно-тренировочных занятий.
Итак, на повестку дня встало обучение школе движений. Для этого я применял технику нескольких видов легкой атлетики: прыжков
в высоту и в длину, бега с барьерами, эстафетного бега, спринта, бросков и метаний набивных мячей. Большая роль отводилась
специальным беговым упражнениям: бег , высоко поднимая бедра, прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед и вверх, бег с
захлестыванием голени, “семенящий” бег и т. д. Сочетания всех этих упражнений и составляли занятия по общей физической
подготовке. А многократные повторения этих упражнений отображали объем тренировочных средств.
Я разработал для себя примерный план, который состоял из шести занятий, повторяющихся независимо от дней недели:
1-й день — обучение технике прыжков в высоту. Специальные беговые упражнения. Силовые упражнения для развития разных групп
мышц. Игра.
2-й день. Обучение технике барьерного бега. Пробегание коротких отрезков — от 60 до 100 м. Прыжковые упражнения через
набивные мячи, скамейку, скакалку.
3-й день. Тренировка в развитии гибкости. Силовые упражнения. Игра.
4-й день. Обучение технике прыжка в длину. Специальные беговые упражнения. Пробегание коротких отрезков — от 60 до
100 м.
5-й день. Обучение технике спринта. Бег через набивные мячи. Броски набивных мячей.
6-й день. Кроссовый бег. Специальные беговые упражнения. Игра.
План выдерживался в течение всего первого года. Менялись только упражнения (от простых к более сложным) в зависимости от
улучшения физической подготовленности ребят. Кроме того, зимой отдельные занятия проводились на лыжах, а весной и осенью в
бассейне. Правда, таких занятий, к сожалению, было мало.
После первого года занятий можно уже было предварительно определять специализацию учеников в каком-то виде легкой атлетики.
Создавались группы по специализации, и нужно было из каждой группы создать коллектив легкоатлетов.
Б. ГАВРИЛОВ, тренер
"Легкая атлетика",№ 2,1981 г.