ОПЫТ СТАРШИХ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ
Моя тренерская деятельность после окончания института началась летом, в августе. Время для набора ребят в группу— явно
неподходящее, так как почти все дети в это время находятся в пионерских лагерях. Учитывая это, руководство школы им. братьев
Знаменских решило направить меня в школьный спортивно-оздоровительный лагерь, где, собственно, и начались мои трудовые
будни.
Решение это было исключительно удачным. Ведь я не имел никаких навыков практической тренерской работы, а здесь представилась
отличная возможность постоянного общения с целым коллективом опытных спортивных наставников, имевших за плечами много лет
работы. Общение это облегчалось непринужденностью самой лагерной обстановки, которая располагала к откровенным разговорам,
совместным занятиям, дружеской помощи. Я сразу почувствовал себя полноправным членом большой тренерской семьи: со мной
делились воспоминаниями о начале своей работы, советовали, как вести себя в тех или иных ситуациях, исправляли мои упущения
в отношениях с ребятами, которые я допускал в то время немало. Естественно, и я старался внимательно приглядываться к тому,
как работают другие тренеры, как они организуют занятия, перенимая наиболее эффективные приемы работы старших
товарищей.
На всю жизнь я запомнил реплику одного из своих коллег: “Тренер начинается с костюма!” Что греха таить, на первых порах мне
частенько приходилось выслушивать от администрации школы, да и от товарищей замечания по поводу моего внешнего вида: то
появлялся на занятиях в цивильных брюках (забыл спортивный костюм дома), то не успевал переодеть обувь. Мне тактично
подсказали, что внешний вид тренера влияет не только на настроение учеников, но и на качество тренировки — ведь не будешь
показывать то или иное движение в ботинках и брюках. Да и находясь “не в форме”, вряд ли решишься сделать замечание своему
ученику за грязный или небрежный костюм.
Не случайно лучшие тренеры всегда приходят на работу в тщательно выглаженном костюме, в нарядной рубашке, в галстуке. Они
всегда чисто выбриты и аккуратно подстрижены. Переодеваясь, они ведут себя так, словно им предстоит не тренировка с
учениками, а соревнования, в которых они сами принимают участие: костюм подогнан, спортивные туфли тщательно зашнурованы.
Они всегда помнят, что во всем должны служить примером воспитанникам.
Тренировка начинается с разминки. Это элементарно. Но ведь и разминку можно проводить по-разному. В нашей школе занятие
всегда начинается с общего построения, на котором дежурный тренер делает объявления. После разминочного бега группы подходят
к своим преподавателям. Как правило, тренеры групп начальной подготовки проводят всю разминку сами, а тренеры более старших
ребят хотя и находятся рядом, но более пристально наблюдают за отдельными спортсмена ми, делая им замечания индивидуально.
Мне объяснили, что эффект от такой разминки гораздо больший, чем если спортсмены предоставлены сами себе: плотность занятия
и его качество при таком начале всегда увеличиваются. К сожалению, бывает и другая картина: тренер ходит вдоль бровки или,
того хуже, сидит на трибуне и беседует с таким же нерадивым коллегой, а на поле ребята без тренерского глаза в разминке
заучивают неправильные движения, на исправление которых потом будет потрачено так много дорогого тренировочного
времени!
Качественное проведение занятия, естественно, предполагает тщательное его планирование. И я, начиная работать с группой,
уделял планированию должное внимание, твердо знал, чем будут заниматься сегодня мои ученики. Но потом оказалось, что этого
недостаточно. Опытные тренеры подсказали мне, что следует иметь и резервный план, который можно использовать, исходя из
конкретных обстоятельств. Ведь очень часто случается так, что не один, а несколько преподавателей запланировали, например,
в основной части низкие старты или бег с барьерами. Даже на стадионе, не говоря о манеже, в таком случае на дорожке или на
старте становится тесно. Мне (как более молодому) приходилось подстраиваться к другим группам, что, конечно, не совсем
удобно, а более опытные тренеры сразу переходили на запасной вариант без всякого ущерба для тренировки.
Вот еще одна не придуманная ситуация. Все знают, что тренировка проходит хорошо в организационном плане, если нет
опоздавших, которые, догоняя группу, постоянно отвлекают тренера вопросами: что им делать дальше? а как у них получается?
Что делать с опоздавшими и как бороться с опозданиями?
Одни тренеры просто не допускают опоздавших к занятию, другие громко выговаривают виновным в присутствии всей группы, третьи
просто делают вид, что ничего особенного не произошло (особенно если опоздавший — лучший спортсмен!). Думается, что
правильно поступает тот тренер, который, предложив группе несколько минут заниматься без него, сначала выясняет причину
опоздания (в случае неуважительной причины следует замечание или выговор), а затем допускает спортсмена к тренировке,
дав самостоятельное задание, исключив тем самым возможность дальнейших помех.
Организуя занятия, тренер должен умело выбирать место для наблюдений за учениками. Это тоже приходит с опытом. Как-то я
проводил занятия в барьерном беге и, как обычно, занял место чуть сбоку и впереди от старта. После нескольких пробежек ко
мне подошел тренер Б. Шапочник и посоветовал встать сзади, за линией старта, откуда хорошо просматриваются все ошибки старта
и входа на барьер. Потом я сам, присматриваясь к коллегам, заметил, что они часто меняют не только расстояние до дорожки
(или сектора), но и угол наблюдения, имея возможность оценить технику выполнения различных фаз упражнений.
Тренеру, особенно в работе с начинающими спортсменами, очень важно научить их правильному движению по стадиону или манежу с
целью не мешать другим, избежать случайных столкновений или не попасть под летящий снаряд. Нужно объяснить ребятам: почему
нельзя ходить толпой по дорожке, почему нужно быть внимательным при переходе секторов, как и где возвращаться после пробежки
или прыжка. Казалось бы, это мелочи, но именно из этих мелочей и состоит своеобразная “техника безопасности” поведения на
стадионе. За этими деталями нужно неукоснительно следить, особенно на первых порах, пока ваши воспитанники твердо не
запомнят правил поведения на тренировках. Это помогает избежать многих травм и, кроме того, повышает дисциплину и плотность
занятия.
Присматриваясь к методам работы опытных тренеров (как я присматривался к приемам Б. Шапочника, А. Лисина, В. Белицкого и
других тренеров нашей школы), вы значительно быстрее пополните свой опыт качественными практическими навыками, чем, если
пойдете собственным методом “проб и ошибок”. Не стесняйтесь спрашивать своих старших коллег и без ложного самолюбия
прислушивайтесь к их советам. Это поможет вам быстрее стать настоящим тренером.
Б. ГАВРИЛОВ, тренер